Каретка
В статье рассказано, каки инструменты необходимы для снятия каретки, описана процедура снятия каретк...


Безступичное заднее колесо от Lunartic
Спициевое колесо представляет собой конструкцию, в которой каждый элемент работает исключительно на ...


Трансмиссия
Трансмиссией называется группа компонентов, трансформирующих физические усилия велосипедиста в движе...



Главная >> Веломаршруты >> Крым

(с), Velo-Guide.Ru
при полной или частичной перепечатке данного материала, ссылка на сайт velo-guide.ru обязательна! 

Маршрут № 5 Бахчисарай –Пещерный город Тепе-Кермен – пещерный монастырь Качи-Кальон - Бахчисарай

 

И снова, как говориться, здравствуйте!

Надеюсь, что за майские праздники все успели отдохнуть, отлежаться, покушать мяса и «ее родимую» в кругу семьи и близких. Теперь пора сгонять лишний вес и избыточные калории, а заодно, и наслаждаться Природой, изучая Крымские достопримечательности.

 

Сегодня мы с Вами продолжаем посещение ансамбля, так называемых «пещерных городов», расположенных в горах Бахчисарайского района. Рекомендую тем, кто еще не читал, и не «в теме», ознакомиться с моими предыдущими статьями о Маршрутах: №2, №3 и №4!

Этот маршрут интересен тем, что мы побываем сразу в нескольких замечательных и очень живописных местах, причем все это сделаем за 1 день. Хотя, для любителей все изучать досконально, и желающих посетить каждую пещеру, этот маршрут можно растянуть и на 2 дня. А посетим мы в это раз: пещерный город Тепе-Кермен, городище Кыз-Кермен и пещерный монастырь Качи-Кальон. Путешествие будет очень насыщенным, поэтому рекомендую пораньше лечь спать, потому, что выезжать нужно рано утром.

В это раз начинаем мы с железнодорожного вокзала г. Бахчисарая. Надеюсь, все смогут до него добраться. В предыдущих статьях, я рассказывал как сюда доехать и на велосипеде, и на электричке, ну можно и на такси. Главное не забыть велосипед, запас зеленого чая и другие необходимые вещи.

 От Железнодорожного вокзала г. Бахчисарая, мы выезжаем на улицу, ведущую в Старый город к Ханскому дворцу. Никуда не сворачивая и, не обращая внимание на плохую дорогу, и весьма обветшалые и невзрачные домишки, доезжаем до дворца. Кто еще не был во дворце, рекомендую посетить. Экскурсия длиться всего минут 40, поэтому задержка не значительная, но лучше все-таки ехать дальше, а дворец оставить до следующего раза.

Почти прямая, но очень узкая дорога ведет нас за город по направлению к Чуфут-Кале и Свято-Успенскому монастырю. Да, если вы заметили, наши маршруты иногда пересекаются и частенько мы проходим некоторые места, которые мы посещали в прошлые разы (см. предыдущие статьи). Это сделано сознательно, т.к. из таких вот однодневных маршрутов, любители многодневных туров, могут «склеить» маршрут на 3-5 дней.

 Не буду задерживаться, на том, о чем уже говорилось. Наша первая остановка плато Бурунчак, на котором расположился уже известный нам «пещерный город» Чуфут-Кале.

Сколько раз я здесь бы не был, обязательно сделаешь остановку, чтобы вновь насладится этим величественным видом долины Биюк-Ашлама и соседних скал и обрывов.

Подъем был не очень приятный, но это, пожалуй, самый высокий на всем пути. Дальше мы будем ехать по плато, и менять высоту незначительно.

 От Восточных ворот города мы по проселочной дороге по плато катим вдоль устрашающих обрывов и наслаждаемся картинами, предстающими перед нашим взором. Ехать одно удовольствие. Весело щебечут птицы, солнце с утра еще не сильно печет, но головные уборы всем рекомендую одевать. Да, совет тем, у кого нежная белая кожа – обязательно мажьте лицо и руки кремом от загара, и одевайте кепку с козырьком. Крымское солнышко очень коварное. Пока едешь, ветерок обдувает, и не чувствуешь ничего, но к вечеру лицо становиться бордовым и бывает очень не приятно. Синьор помидор точно признал бы родственником.

 Но вернемся к повествованию. Пока мы едем по плато, главное не пропустить поворот на Тепе-Кермен. Туристы тут ходят часто, поэтому лучше поинтересоваться у кого-нибудь, что бы не уйти слишком далеко. Поворот отмечен стрелкой из камней, но под впечатлением прекрасных видов его можно легко пропустить. Небольшой спуск с велосипедами на плече (проехать тут невозможно) и мы оказываемся в сказочном сосновом лесу. Несколько жутковато становиться, когда после плато, где все прекрасно видно и вдалеке видна заветная возвышенность, попадаешь в густой лес и совершенно не можешь ориентироваться (никакая карта не помогает, разве что, только GPS навигатор). Но это впечатление обманчиво, так как тропа тут одна и если не свернуть случайно на второстепенную тропку, то через 30-40 минут вы оказываетесь у подножия величественной и непреступной крепости Тепе-Кермен.

 Предусмотрительно оставляем велосипеды внизу, потому что даже по тропе взобраться до первого яруса пещер без велосипеда, будет не легко. Подъем не большой, но очень крутой. Немного усилий, и вот он незабываемый миг, когда ты немного мокрый и запыхавшийся стоишь на краю обрыва и вдыхаешь всей грудью чистейший горный воздух и кажется что вся суета мирская осталась там внизу и все эти мелкие проблемы остались там же, а здесь другое измерение, другой Мир, другая Жизнь!

После передышки, начинаем осмотр пещер и конечно, послушаем краткую экскурсию, о том месте где мы сейчас находимся.

 

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от г. Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

 Тепе-Кермен - один из наименее изученных «пещерных городов». Выяснилось, что поселение существовало с VI и вероятно до второй половины ХIII - XIV вв. Однако подавляющее большинство культурных напластований относятся ко времени после Х в., а плотная застройка появляется только в XII-ХIII вв.

 Вероятно конце VI в. на границе византийских владений в Таврике на вершине горы возводится небольшая крепость, которая до Х-XI вв. используется, в основном, как малонаселенное убежище для жителей окрестных долин. В XI - XII вв. здесь начинает зарождаться городская жизнь - появилась плотная застройка (жилые усадьбы чередуются с христианскими храмами, и, возможно, монастырями) и поселение превращается в один из провинциально-византийских городских центров. Гибель Тепе-кермена одни исследователи связывают с походом на Крым Ногая в 1299 г., другие с вторжением на полуостров войск Тимура в конце XIV в. После гибели города его территория продолжает использоваться людьми. Здесь, вероятно, продолжает функционировать небольшой монастырь, следы которого фиксируются и в ХVI в. Возможно с ХVII в. территории Тепе-кермена была отдана чуфут-кальским караимам и использовалась ими в качестве пастбищ.

 Оборонительные сооружения Тепе-кермена практически неизвестны. Только в северной части, в районе входа на плато, был исследован участок дороги, подрубки от основания ворот раннесредневековой стены. Оборонительные стены дополнялись пещерными сооружениями, которых насчитывается не более 15. Они использовались для контроля подъемной дороги и в качестве наблюдательных пунктов.

 Жилая застройка Тепе-кермена изучена слабо. Особенностью поселения является наибольшая, по сравнению с другими «пещерными городами», концентрация пещер. На его небольшой площади их насчитывается около 250. Некоторые располагаются комплексами, в несколько ярусов, часто встречаются смежные, состоящие из 2 - 5 помещений. Подавляющее большинство пещерных сооружений (около 85 %) использовались для хозяйственных нужд. Из них более 80% являлись хлевами для содержания животных. Последние были устроены, в основном, в обрыве плато. Пещеры на верху (порядка 25, хотя, вероятно, там выявлены далеко не все) большей частью были подвалами усадеб.

Самыми знаменитыми памятниками Тепе-кермена являются его пещерные церкви.

«Церковь с баптистерием» расположена на самом плато, на его северо-восточном краю. В плане церковь представляет собой помещение трапециевидной формы, размерами 10,5х4,5х2,6м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально пространство делится на две части - собственно церковь и крещальню.

 «Церковь с ризницей» расположена в северо - западном обрыве. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. В плане это простой одноапсидный храм, размерами 4,9х2,2х2,1 м. Апсида подковообразная 1,85х1x2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник.

Вероятно, этими двумя церквами количество подобных памятников не ограничивается. Культовым является комплекс, расположенный к востоку от «церкви с ризницей» (рис. 311; 312). В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. Возможно, церковь была и на юго-западном обрыве. Также возможно, что на каком то из этапов истории городища (скорее всего последнем, с XIV до ХVI-ХVII вв.), на Тепе-кермене функционировал монастырь. Однако, эта гипотеза нуждается в дополнительных исследованиях и аргументации.

 

 

вид на Кыз Кермен с Тепе Кермен

 


Да, впечатляет! После посещения таких мест невольно задумываешься: «А что собственно ты оставишь после себя на этом свете?». Философствовать тут можно долго, но думаю, есть смысл продолжить путешествие, так как впереди у нас еще не один объект и не один десяток километров.

 Наш путь ведет на плато, которое расположено напротив Тепе-Кермен к Востоку. Это так называемое городище Кыз-Кермен (Девичья крепость).

 Мы возвращаемся по тропе обратно на плато, по которому мы ехали от Чуфут-Кале. И далее (смотри карту) огибая долину, выезжаем на мыс Кыз-Куле-Бурун. Здесь уже не будет подъемов, и мы, практически по ровной местности, попадаем на следующую «межпланетную» станцию. Кстати Тепе-Кермен, именно отсюда предстает нам во всей своей красе!

Опять немного истории.

 Городище Кыз-кермен (Девичья крепость) находится в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая, недалеко от с. Машино. Оно расположено на оконечности мыса Кыз-куле-бурун, на противоположной от Тепе-кермена стороне долины. По своей планировке Кыз-кермен является мысовым укреплением: длиной свыше 1 км, шириной в наибольшем месте порядка 250 м, оборонительной стеной пересекающей плато в самом узком месте, застроенным участком и пустырем, где в случае осады могло укрыться население окрестных долин вместе со скотом и имуществом.

Кыз-Кермен - это однослойный памятник, функционировавший в рамках второй половины VIII - середины ІХ вв. Не вызывает сомнения его связь с пришлым населением хазарского каганата. В настоящий момент, это единственное известное укрепленное поселение, основанное салтовцами в Крыму (по крайней мере Юго-западном). Городище отражает динамику проникновения хазар в Юго-западную часть полуострова, когда «старыми» крепостями - Чуфут-кале и Тепе-керменом они еще не владели, при этом отношения пришельцев с местным населением были далеки от миролюбивых.

Сооружение укреплений на Кыз-кермене следует относить к 70-м - началу 80-х гг. VIII в. После основания фемы Климатов жители хазарского Кыз-кермена его покидают, византийской же администрации, которая вернула себе Чуфут-кале и Тепе-кермен, данное поселение оказалось ненужным.

 Оборонительная стена, состоящая из трех куртин и двух полукруглых башен, возведена в самом узком месте мыса и упиралась флангами в его отвесные обрывы. Ее длина составляла порядка 130 м. Стена сложена из плотно подогнанных известняковых блоков с боевой стороны и ломанного, необработанного, камня с тыльной. Внутри оборонительная линия была усилена каменным валом, в результате ее толщина в основании достигала 8 м. Воротный проезд был устроен недалеко от ее восточной оконечности. Вероятно, стена несколько раз ремонтировалась. На ряде сохранившихся блоков лицевого панциря можно увидеть вырезанные знаки-метки. По своим архитектурным особенностям рассматриваемое сооружение имеет аналогии с оборонительными линиями ряда поселений Хазарского каганата. 

 К оборонительной стене прилегала территория, застроенная большими, огражденными забором усадьбами, состоящими из внутреннего двора и нескольких (от трех до семи) строений. Стены построек сложены из бутового камня на глине. Всего известно порядка семи таких комплексов. Исходя из этого, можно предположить, что численность постоянного населения крепости составляла порядка 60 - 80 человек. В юго-восточной части поселения находилась большая многокамерная постройка, вероятно резиденция правителя. На восточном и западном краях плато были выявлены вырубленные в скале тарапаны (виноградодавильни). Это свидетельствует о широком распространении виноделия среди местного населения

Известны на Кыз-Кермене и три искусственные пещеры. Первая являлась цистерной, и расположена внутри одной из усадеб. Вторая, на южной окраине - вероятно дозорная. Третья находится в восточном обрыве плато, напротив Тепе-кермена. В ней устроены две вырубные лежанки, а в полу - очажная яма. Очевидно, она позднего происхождения и служила келией монахов - отшельников, возможно выходцев из тепе-керменского монастыря

Приблизительно в ста метрах впереди оборонительной стены было выявлено селище первых веков н.э.


Кыз-кермен несомненно менее интересен с точки зрения достопремечательностей, но для тех, кто хочет переночевать, здесь самое место. Недалеко есть родник. Ночевка здесь будет очень романтичной и незабываемой. Можно представить себя хазарскими воинами или угнанными невестами, в общем фантазия подскажет. У меня, например, сразу возникла ассоциация с одной из легенд Крыма «Гордая Айше». Там как раз речь идет о двух крепостях, рассположеных по разным краям обрыва. В одной крепости жил юноша голубоглазый (скорее всего в Тепе-Кермене), а в другой жила девушка – гордая Айше. Юноша сказал что она будет его, но так как Айше эта была ну очень гордая, то она никак не могла согласиться, хотя и любила этого юношу. Вот так она приходила на край обрыва и кидала вниз камни злясь на себя за свою гордость, пока не закидала весь ров и по этому мосту пошла к юноше. Тот ее встретил и сказал: «Ну наконец-то! Я уже заждался тебя!». Но Айше была очень гордой, и поэтому, хоть и очень любила юношу, достала кинжал и вонзила ему прямо в сердце! А сама, кинулась с обрыва. В общем все умерли. Вот такая грусная история, а вот место это как раз подходит под описанное в этой легенде. Советую найти и почитать.

 Что ж, пора нам собираться в путь, потому, что уже далеко за полдень и нам пора возвращаться в Бахчисарай, чтобы успеть на электричку в 18-40. Но по пути у нас еще одно замечательное место – это пещерный монастырь под названием Качи-кальон.

С плато Кыз-Кермена мы спускаемся по тропе между гор в долину (смотри карту) в село Машино. Выезжаем на трассу, поворачиваем направо и… вперед, мы на финишной прямой! Дальше едем только по трассе.

 

 Не доезжая села Предущельное, с права, мы видим грандиозную панораму пещерного монастыря Качи-кальон. Останавливаемся, оставляем велосипеды внизу возле трассы (не забываем их пристегивать). Небольшой подъем и нас встречает местная знаменитость дедушка археолог. За очень небольшую плату, он с удовольствием проведет для Вас экскурсию по всему монастырю, покажет все уголки, подробно расскажет как тут давили вино и где молились. Рекомендую. Но если вдруг дедушку не найдете, то краткую историческую справку я для Вас приготовил.

 Качи-кальон (крестовый корабль) расположен на правом берегу реки Кача, в 8 км к югу от Бахчисарая и в 0,5 км к северо-западу от села Баштановка Бахчисарайского района. Поселение (или комплекс поселений) общей площадью около 25 га, расположено на склоне горы Фыцки, на высоте 450 - 500 м над уровнем моря.

Археологически памятник практически не исследовался, за исключением небольших разведок, проведенных в 1930 и 1933 гг. Это самый загадочный из всех «пещерных городов». До сих пор не определено его функциональное назначение, что это - село, укрепление, монастырь. Скорее всего, на данной территории на разных периодах истории находились и открытое сельское поселение, и небольшое укрепление, а на последнем этапе - монастырь. Предполагается, что сельское поселение появляется здесь в период раннего средневековья. Не раннее XI вв. часть памятника огораживается стеной. Впоследствии, вероятно, в ХIII - XV вв. на части поселения основывается монастырь. Очевидно  упоминания о нем содержатся в жалованных грамотах русских царей ХVI -ХVII вв. (где он обозначается как «храм Настасьи Христовы мученицы»). После выселения христиан из Крыма (1778 г.) монастырь был полностью заброшен. Все памятники поселения, в том числе 118 пещерных сооружений, группируются вокруг пяти естественных скальных гротов. Первый грот,  обращенный к западу, находится у северного мыса Качи-кальонского массива. Территория вокруг него (около 1,5 га) была ограждена стеной. Ворота находились под обрывом мыса. Внутри защищенной территории размещались хозяйственные сооружения, в том числе более 10 тарапанов и небольшая пещерная церковь св. Софии.

Между Первым и Вторым гротами, в скале вырублен пятиярусный комплекс пещерных сооружений (свыше 50 помещений). В полу многих пещер высечены тарапаны, хозяйственные ямы, кормушки для скота. Еще один комплекс пещер можно наблюдать между Вторым и Третьим гротами, большей частью на расположенном ниже выступе скалы. В Третьем гроте находятся остатки трех полупещерных церквей (см. ниже) и еще ряд помещений различного назначения. Более 30 пещерных сооружений вырублены между Третьим и Четвертым гротами. В Четвертом, самом большом, гроте высечен трехъярусный пещерный комплекс. Здесь же находится источник. В гроте и ниже по склону располагался упомянутый скит св. Анастасии. Следы монастырской церкви видны в одном из обломков скалы. В труднодоступном Пятом гроте известно более 10 пещер.

На территории поселения, как отмечалось, известно несколько культовых сооружений.

После посещения Качи-Кальона, мы садимся на наши велосипеды и через час-полтора завершаем наше путешествие на все том же давно известном нам железнодорожном вокзале г. Бахчисарая.

 Вот так вот, всего за один день, мы с Вами смогли посетить совершенно уникальные места, пройти сквозь время и пространство, и в то же время отлично попотеть, поднять жизненный тонус, подышать свежайшим горным воздухом и получить заряд энергии.

Надеюсь, после такого путешествия, Вам будет что рассказать и показать своим родным и близким, а сделанные фото, можно будет выставлять в любом вернисаже.

 

 

До новых встречь на дорогах Крымского полуострова!

Владимир Дябин 
Симферополь,
специально для Velo-Guide.Ru

 

 


Нравится





Комментарии:





Длинные маршруты для любителей приключений и риска
Сергиев Посад – Балашиха, вокруг Истринского водохранилища, лесными дорогами до Москвы, Волга-Москва...

Майская Болгария на велосипедах и пешком
Путешествие по Болгарии. Путешествие начинается с города Варна, далее идет цветущий и великолепный Б...

Велопутешествие по Югославии
Пройдено 1546 км за 16 полных ходовых дней. Общий набор высоты за поход — 19281 метр. 5 км грунта, о...

Голосование на Velo-Guide.ru
Какую сумму вы готовы потратить на новый велосипед?
до 5 тыс. руб
от 5 до 10 тыс. руб
от 10 до 15 тыс. руб
от 15 до 20 тыс. руб
от 20 до 30 тыс. руб
от 30 до 50 тыс. руб
от 50 до 100 тыс. руб
от 100 до 150 тыс. руб
от 150 тыс. руб


Посмотреть результаты



Партнеры Сайта:
  © 2008-2011 VELO-GUIDE.RU Информационный сайт о велосипедах.
Велоновости, велопутешествия, веломаршруты. Ремонт велосипеда. Велосоветы.
Приглашаем авторов с интересными статьями о велосипеде и велопутешествиях.
Лучшие материалы публикуем и оплачиваем!

Размещение статей и рекламы: veloguide [собака] mail.ru.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.