Велосипед на электротяге будет стоить 2.5 миллиона рублей
Все уже знают, что немецкие автомобили одни из самых лучших, быстрых и дорогих. Теперь в линейку «са...


Велосипедист, помоги себе сам. Велотравмы.
Езда на велосипеде - не только приятное и полезное для здоровья занятие, но и чрезвычайно травмоопас...


Руль, рога, вынос
Руль предназначен для управления велосипедом. Кроме того, руль вместе с выносом и седлом обеспечиваю...



Главная >> Веломаршруты >> Крым

Маршрут №6. Симферополь-Эски-Кермен – Мангуп-Кале – Бахчисарай

 

 


 Физкульт привет всем начинающим и профессиональным велосипедистам, а так же  просто туристам и любителям активного отдыха! После небольшого творческого перерыва, я продолжаю цикл статей о велосипедных маршрутах по Крыму. Разрешите напомнить, что освещаемые мной маршруты, прежде всего, рассчитаны на велосипедистов любителей. Их протяженность редко превышает 40-50 км. Проходят они по несложной, но в тоже время живописной местности и занимают не более 2-х дней. Сегодня я расскажу Вам о замечательном и насыщенном историческими памятниками маршруте, который проходит в горной местности Бахчисарайского района. В ходе экскурсии мы посетим два так называемых «пещерных города»: крепость «Эски-Кермен» и знаменитую столицу древнего княжества «Феодоро»  крепость Мангуп.
 
Как обычно в моих повествованиях, наш маршрут начинается от железнодорожного вокзала г. Симферополя. Для любителей маршрутов подлиннее, рекомендую ехать до Бахчисарая на велосипеде. Трасса Симферополь-Севастополь вполне приспособлена для этих целей, хотя я предпочитаю альтернативный горный маршрут (описан в моей статье Маршрут № 3 Симферополь - Чуфут-кале). Начинающим и любителям (как я), рекомендую сесть в  электричку  которая движется по направлению на Севастополь и спокойно поспать минут 40. Рекомендуемое время посадки 7:40, или 8:40 утра. Проехав станцию Бахчисарай, пора просыпаться и начинать ерзать на сидениях, выглядывать в окна, смотреть карту… в общем, готовиться к выходу. Станция высадки называется «Платформа 1509». Совершенно не понятно, почему платформы называются таким образом, но думаю, что в этом есть какой-то глубокий смысл! Так вот, пока вы раздумывали, поезд уже начал торможение, поэтому рекомендую быстрее бежать к своим велосипедам и  пытаться их выпихнуть на перрон, ведь длительность стоянки всего 1 минута. Время прибытия на нашу станцию 8:34 (если вы сели в 7:40) и соответственно 9:34 (если долго спали и уехали на 8:40).

Ну, надеюсь все успели выскочить и не забыть вещи и главное велосипеды! И вот она красота! Когда где-то за горой замер звук движущейся электрички, вот только тогда ты понимаешь, как здесь хорошо. Внизу раскинулся яблочный сад, за ним виднеются домишки села Фронтовое, а там дальше, куда не кинешь взгляд, виднеются горы, покрытые зелеными лесами, среди которых, белеют обрывистые склоны и мысы. Вокруг какое-то спокойствие и умиротворенность. Это обычное ощущение, когда резко вырываешься из оков цивилизации.  Вот так стоишь на перроне, любуешься окружающими тебя видами, и не хочется никуда двигаться. Это идет адаптация, постепенно привыкаешь к этому замечательному ощущению свободы, к чистому воздуху и замечательному ландшафту.

 Но пора в путь! Время для движения самое комфортное. Солнышко пригревает, но еще не печет. Утренняя свежесть бодрит и добавляет сил. Наш маршрут проходит по асфальтированной дороге через село Фронтовое до села Холмовка. Ничего необычного пока нет. Едем наслаждаемся просторами и свежим воздухом. Внимание! В Холмовке нужно не пропустить магазинчик, так как дальше пополнить запасы провизии и напитков будет негде.

Проехав село Холмовка, необходимо повернуть направо и по прямой асфальтовой дороге Вы доедете прямиком до места нашей первой остановки  - это древняя крепость Эски-кермен.
Как всегда, небольшой экскурс в историю: 

 Городище Эски-Кермен (Старая крепость) находится в Бахчисарайском районе в 6 км южнее с. Красный мак. Поселение площадью 8,5 га расположено на плато обрывистой столовой горы. Скорее всего крепость начали возводить в конце VI в. по инициативе византийских властей Крыма. По мнению некоторых исследователей, в конце 80-х гг. VIII в. Эски-Кермен на короткое время попадает под власть хазар. О жизни Эски-Кермена ІХ-Х вв. известно мало. Скорее всего, в это время городище представляло собой малонаселенную крепость. Со второй половины - конца Х в. на месте бывшей крепости постепенно формируется средневековый город. К XII-ХIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. Во второй половине ХIII в. поселение подверглось разрушению. Обычно это событие связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г. После этого жизнь на Эски-Кермене постепенно угасает. Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XIV в. во время набега Едигея.

Эски-кермен являлся крепостью, построенной в традициях византийской фортификации. Естественную защиту, которая и так затрудняла доступ на плато, дополняла сложная система фортификационных сооружений (хоть городище расположено на отдельно стоящем скальном массиве, тот все же изрезан множеством расселин, а в некоторых местах высота обрывов достигала «всего» 10-12 м, что было вполне доступным для знающего приемы штурма крепостей неприятеля.).

Оборонительная система городища раскопана не полностью, но исследованные участки позволяют судить: по краям плато проходила стена толщиной 1,7 м и высотой до 3,2 м, сложенная из двух рядов каменных блоков, пространство между которыми было заполне но забутовкой (возможно, такие стены отсутствовали на участках, где не было расселин, а отвесные обрывы достигали высоты 25 м, хотя, не исключено, что защитная ограда там была «облегченного»  варианта). В наиболее уязвимых местах (расселины, калитки, ворота) стены дополнялись боевыми площадками устроенными на выступах скалы и выполнявших функции башен. Иногда сооружались и сами башни. В систему обороны городища входили и пещерные сооружения. Всего на Эски-кермене их известно порядка 25-30. Вопреки расхожему мнению о существовании на городище «пещерных казематов» игравших важную роль в его обороне, сейчас можно утверждать, что оборонительные пещеры были небольших размеров и использовались в основном в подсобных целях. «Казематы» же позднего происхождения и большей частью предназначались для хозяйственных нужд.

На городище было четыре входа. С севера, востока и запада сюда можно было попасть через хорошо защищенные пешеходные калитки, миновав две линии стен. Главные же ворота находились в южной части. Сюда из долины вела колесная подъемная дорога,  и сейчас можно увидеть три ее марша, вырубленные в скале. Обращают на себя внимание глубокие колеи, выбитые колесами средневековых повозок.

 Одним из выразительных фортификационных узлов является Северный дозорный комплекс который устроен в отдельном от Эски-кермена небольшом скальном останце, находящимся к северу от городища, на противоположном краю соединяющей их седловины. Лестница, начинающаяся от подножия изолированного скального массива и прорубленная в его толще, состоит из двух маршей (33 ступени). По ней можно попасть на вершину плато, которое было ограждено деревянным парапетом. По ходу лестницы в ее стенах высечено два пещерных сооружения. Нижнее, вероятно являлось усыпальницей, а верхнее - место отдыха дозорных. Основная задача комплекса - сторожевая и защита северных подступов к городищу. С его верхней площадки хорошо просматриваются подступы к городищу и весь район предгорий. В древности Северный дозорный комплекс соединялся с основным массивом деревянными мостками. Такие же мостики были перекинуты и на другие расположенные к северу изолированные скалы. Вероятнее всего «Северный дозорный комплекс» возник в период раннего средневековья и использовался как автономный наблюдательный пункт за северными подступами к Эски-кермену, а также для флангового обстрела неприятеля, пытавшегося штурмовать городище с севера.

В систему обороны входил и осадный колодец, который расположен в северной части восточного края плато. Это грандиозное сооружение, которое 6 маршами (84) ступени прорезает скальный массив Эски-кермена сверху вниз и заканчивается галереей длиной около 20 м.

На Эски-Кермене и в его ближайшей округе насчитывается свыше 400 пещерных сооружений, в том числе на самом плато - более 350, что позволяет называть его самым «пещерным» из «пещерных городов». Значительная часть пещер расположена по краям обрывов застроенной части городища, хотя они встречаются и других местах. Подавляющее большинство этих помещений в скале было создано в XII-ХIII вв. и предназначалось, в основном, для хозяйственных целей. Эски-кермен известен и своими пещерными церквями.

Для любителей совместить приятное с полезным, т.е. совершить увлекательную прогулку по горам и, в то же время, ознакомиться с памятниками старины, этот комплекс  является одним из самых интересных. Все достопримечательности расположены очень компактно, и путешествие занимает не очень много  времени. Думаю, как раз  к обеду можно управиться. Те, кто предпочитает вкушать собственные запасы, можно расположиться где-нибудь на краю обрыва с замечательным видом. Для тех, же, кто хочет откушать чего-нибудь горяченького, тот может отведать блюда местной кухни в уютном кафе у подножия горы.

Пообедав и отдохнув, есть смысл продолжать путешествие. Дорога до Мангупа совсем не сложная, практически ровная. Едем вокруг южного склона горы Баллы-Коба и выезжаем возле деревеньки Залесное. Далее, еще немного едем по дороге и попадаем в маленькую Швейцарию. Небольшое озеро, приятно украшает горный пейзаж. Вдали видны 3 знаменитые мыса, которые гордо возвышаются над окрестностями. Очень сложно себе представить, что там на самой вершине располагался один из самых таинственных и знаменитых городов средневековья. Но еще больше недоумеваешь, когда пытаешься себе представить, что кто-то умудрился штурмом этот город-крепость захватить! Эти мысли начинают посещать тогда, когда обливаясь потом, ты поднимаешься на вершину по узенькой тропинке.

Да, но вернемся, все же,  к велосипедам и распланируем свои действия. Конечно, за один день успеть посетить два объекта не реально, и поэтому необходимо решать, где будем ночевать. Есть 2 варианта: 1-й ночевать внизу возле озера, в котором можно искупаться и хорошенько отдохнув, с утра двинуться на штурм крепости, либо подняться в первый день и ночевать на вершине, наслаждаясь тишиной и заряжаясь энергией этой непреступной скалы. В любом случае рекомендую  велосипеды оставлять внизу, договорившись с одним из многочисленных кафе, которые располагаются у подножия, или во дворе, у жителей поселка.

 Для осмотра всего комплекса пещер и сооружений Мангуп-Кале, необходимо потратить почти целый день, поэтому   поднимаемся пораньше и вперед. Для того, чтобы максимально проникнуться всей глубиной трагедии, которая разыгралась на этом клочке земли, обязательно почитайте дополнительную литературу или купите путеводитель. Без экскурсовода или литературы, вы  не увидите и 30% того, что там есть. Поэтому самым лучшим вариантом, будет «приклеится» к какой-нибудь экскурсии, которые в теплые дни проходят там очень часто.

Ну, а для того, чтобы слегка прикоснуться к истории этого замечательного города-крепости, привожу небольшую историческую справку.

Крепость на плато горы Мангуп (вероятно название Мангуп имеет германское происхождение и означает *mann- ‘мужчина, муж, воин’ и *gup- ‘горная вершина), известна в период раннего средневековья как Дорос, а в XIV - XV вв. - Феодоро. Плато возвышается над окрестными долинами на высоту до 300 м, высота же над уровнем моря составляет порядка 584 м. Гора представляет собой скальный останец, с тех сторон (западной, южной и восточной) окруженный высокими, до 70 м обрывами. А северную и северо-восточную ее часть прорезают три ущелья, с востока на запад - Капу-дере (Воротный овраг), Гамам-дере (Банный овраг), Табана-дере (Кожевенный овраг), которые разделяют между собой четыре мыса. Восточный мыс называется Тешкли-бурун (Дырявый мыс), далее к западу - Елли-бурун (Мыс ветров), Чуфут-чеарган-бурун (Мыс вызова иудеев), Чамну-бурун (Сосновый мыс). Общая площадь поселения составляет порядка 90 га . Таким образом, Мангуп - самое большое средневековое укрепленное поселение на территории Юго-западного горного Крыма.

 Древнейшие находки на Мангупе относятся к эпохе энеолита, однако они единичны. Со второй половины III в. начинается активное заселение плато, здесь формируется неукрепленное поселение. Очевидно первые жители, скорее всего гото-аланы, в первую очередь осваивают верховья балок, имевших выходы источников воды. С конца IV в. некрополи округи городища фиксируют увеличение здесь населения. Во второй половине VI в., очевидно в конце правления Юстиниана I, по инициативе византийской администрации, на плато возводится мощная крепость. Кроме стен, для утверждения христианства и для закрепления византийского господства в Таврике, в центре городища строится большая базилика. Вероятно именно здесь находился известный по письменным источникам Дорос, цент византийских владений в горной Таврике, и здесь размещалась резиденция «Господина Готии».

 В 80-х гг. VIII в. Мангуп был захвачен хазарами, которые за период своего недолговечного владычества, успели перестроить некоторые участки фортификационной системы. К середине ІХ в. крепость вновь переходит в подчинение византийской администрации, и включается в фему Климатов, возможно даже на первых порах являясь административным центром фемы. Археологические материалы фиксируют в этот период (середина ІХ-Х вв.) значительное увеличение доли виноделия в экономике. Вероятно, тогда Мангуп становится крупным винодельческим центром (известно не менее 9 больших тарапанов), где изготавливалось вино из винограда выращенного в окрестных долинах. В конце Х - начале XI в. поселение приходит в упадок, который продолжался до середины XIV в.
К середине XIV в. поселение, которое стало называться Феодоро, становится столицей одноименного княжества. Здесь возникает плотная городская застройка, формируется цитадель на мысе Тешкли-бурун. Однако, уже в конце этого столетия город, вероятно, подвергся разорению со стороны войск печально известного самаркандского правителя Тимура или Тамерлана, и, на некоторое время вновь приходит в упадок.

 Начиная с первой четверти XV в. Мангуп входит в период наивысшего расцвета. В 20-30 гг. здесь проводятся крупные строительные работы, в том числе возводится еще одна линия защитных стен, так называемая Вторая линия обороны, реконструируется цитадель, значительно обновляются базилика и дворец правителей, сооружается княжеская капелла в цитадели (октагон), обновляются и расширяются пещерные монастыри и церкви.

В 1475 г. город был захвачен турками-османами, которые владели им до 70-х гг. ХVIII в. Хотя турки и поддерживали здесь  крепостные сооружения и даже построили новые, начиная с конца XV в. поселение постепенно приходит в упадок. Вероятно к концу ХVI в.  Мангуп покидает христианская община, остается только турецкий гарнизон, немного татар и караимская община. В 70-х гг. ХVIII в турки покинули крепость, а в 1792 г. отсюда ушли и караимы.

«Лицом» Мангупа являются его оборонительные сооружения. Археологи выделяют  три линии защитных сооружений: Главная линия обороны; Вторая линия обороны; Цитадель, воздвигнутые на разных этапах истории поселения.

Первоначальной фортификационной системой городища является Главная линия обороны. Мангуп, как другие «большие пещерные города» предназначался не только для содержания гарнизона, но и для укрытия, в случае опасности, населения окрестных долин. Вероятно, с самого начала, византийские военные инженеры планировали его как центр имперских владений в горном Крыму, чему способствовали и удачные природные условия: большая площадь и присутствие постоянных источников воды, не требовавших устройства осадных колодцев и строительства водоводов. И сейчас в верховьях балок Табана-дере и Гамам-дере находятся два функционирующих источника воды. С учетом этих особенностей и строились укрепления в Доросе. В результате в кольцо стен были включены как плато, так и верховья ущелий.

 Вторая линия обороны, длиной 620 м, была возведена на самом плато и отделяла мысы Чуфут-чеарган-бурун и Чамну-бурун от районов городской застройки эпохи Феодоро. Один ее фланг примыкал к юго-западном краю плато, а другой заканчивался башней на западном склоне Гамам-дере. В этой балке Вторая линия сливалась с Главной.

Цитадель расположена на мысе Тешкли-бурун. Она представляла собой как княжескую резиденцию, так и последний узел обороны на случай прорыва противника сквозь две передовые линии. Длина оборонительных стен, отделявших мыс от остального плато, составляла 102 м, толщина - 2,8 м. Они защищали территорию около 1,2 га.

Ну, думаю, у Вас будет море впечатлений от увиденного. Надеюсь, что такая экскурсия будет очень полезной и познавательной, и позволит Вам  отвлечься  от городской суеты и подумать о вечных ценностях. Хороший заряд бодрости, на ближайшие пару недель, будет обеспечен.

Ну, что ж, пора собираться  в обратную дорогу. Для тех, кто устал, можно доехать до ближайшей станции (это Сирень) и сесть на электричку.  Электрички от станции Сирень на Симферополь отправляются в 15:16, и 18:09,  так что определяйтесь и помните, что выезжать с Мангупа необходимо не позже чем за час до отправления электрички. Ну а те, кто хочет немного покачать ножные мышцы, может рвануть либо до Бахчисарая, либо до Симферополя. Надеюсь мое повествование не утомило уважаемую аудиторию и в ближайшее время я увижу вереницы велосипедистов, едущих по этому маршруту! Весна уже не за горами, пора готовить транспортные средства господа!

Всем  удачи и хорошего настроения! До новых встреч на просторах Крымского полуострова.

Владимир Дябин 
Симферополь,
специально для Velo-Guide.Ru

 
 


Нравится





Комментарии:





Маршруты Москвы и Подмосковья. Для эстетов и краеведов
Саввино-Сторожевский монастырь, Усадьба Абрамцево, Приокско-террасный заповедник, Москворецкий парк,...

Длинные маршруты для любителей приключений и риска
Сергиев Посад – Балашиха, вокруг Истринского водохранилища, лесными дорогами до Москвы, Волга-Москва...

На велосипеде через всю Голландию
Ездить на велосипеде по Нидерландам сплошное удовольствие. Велосипедисты здесь главные и имеют преим...

Голосование на Velo-Guide.ru
Какую сумму вы готовы потратить на новый велосипед?
до 5 тыс. руб
от 5 до 10 тыс. руб
от 10 до 15 тыс. руб
от 15 до 20 тыс. руб
от 20 до 30 тыс. руб
от 30 до 50 тыс. руб
от 50 до 100 тыс. руб
от 100 до 150 тыс. руб
от 150 тыс. руб


Посмотреть результаты



Партнеры Сайта:
  © 2008-2011 VELO-GUIDE.RU Информационный сайт о велосипедах.
Велоновости, велопутешествия, веломаршруты. Ремонт велосипеда. Велосоветы.
Приглашаем авторов с интересными статьями о велосипеде и велопутешествиях.
Лучшие материалы публикуем и оплачиваем!

Размещение статей и рекламы: veloguide [собака] mail.ru.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.