Lumigrids – LED-проектор, помогающий велосипедисту объезжать выбоины
Lumigrids – это простая, хорошо продуманная, а главное, полезная концепция, призванная повысить безо...


Велосипед - дорога к здоровому сердцу
Знаете ли вы, что велосипед - это не только удобное, экологичное средство передвижения, но и отличны...


Передний переключатель
В статье рассказано как снять и установить передний переключатель. Описана процедура настройки перед...



Главная >> Велоновости

ng.ru

Франкмасонство открытого воздуха. История одного велосипеда

«Вот машина, которая вскоре произведет полную революцию в обществе. Это – величайшее чудо нашего века и, я твердо этому верю, провозвестник важных изменений в средствах внутренних сношений», – писал в 1820-е годы английский предприниматель Вильям Джемс о перспективах паровозостроения.

 
Эта модель велосипеда получила название SHIFT ("Сдвиг").
Фото с официального сайта Purdue University

 

Единственным техническим устройством, которое потенциально могло бы составить конкуренцию паровозу в то время, мог стать лишь… велосипед. «Наиболее выдающимся триумфом механики, – заявил один британский журналист в 1819 году, – будет изобретение машины или экипажа для путешествий, приводимого в движение без помощи лошадей или других животных».

Камергер, лесничий, барон

Но, похоже, именно паровоз почти на 50 лет «закрыл» велосипедную тему. Ведь еще в 1817 году был выдан первый патент на «лауфмашину» («беговую машину»), которая вскоре стала известна как «дрезина», по имени ее изобретателя, экстравагантного немецкого барона Карла фон Дреза.

Отпрыск дворянина и баденского надворного советника, крестник самого владетельного князя, он всю жизнь мечтал стать… механиком. Но, увы. Дрез сделался лесничим, офицером и камергером – как ему и полагалось по его дворянскому статусу. Правда, в итоге, за исполнение своих служебных обязанностей… он был лишен титула камергера и вышел в отставку. И уж тут-то отдался своей давней страсти – изобретательству. Мясорубка, пишущая машинка, «двойное зеркало» (фактически прототип перископа). Но вершина, как оказалось, его механических штудий – лауфмашина, дрезина: два колеса, оси которых соединены перекладиной с седлом для ездока, который отталкивается от земли ногами.

Еще во второй половине 1813 года Дрез пытается взять патент на лауфмашину. Но ему отказывают – мол, такие прототипы уже существовали. Тем не менее в одном из номеров газеты «Баденский вестник» за 1813 год сообщалось: «Камергер и лесничий барон Дрез представил изобретенную им тележку, которая двигается быстро и легко без лошадей, усилиями седока; раньше изобретатель представлял свою машину нашему правителю, теперь императору России». «Наш правитель» – это русский царь Александр I.

Только в 1817 году Дрезу удается доказать в патентном ведомстве существенную пользу от своего изобретения. Для этого барону пришлось постараться и проехать на своем изобретении от Карлсруэ до французской границы за 4 часа. (На конном экипаже эта поездка занимала не менее 16 часов.)

Патент был получен. Началась коммерциализации инновации, как сказали бы мы сейчас. За простую двухколесную машину Дрез назначил цену в 44 гульдена. Предлагал бывший лесничий и трех-, и четырехколесные варианты лауфмашины (100 гульденов). Немалые деньги, между прочим: зарплата скромного европейского чиновника в то время – 500–600 гульденов в год…

«И просто нажимаешь на педаль…»

Все историки техники сходятся во мнении, что дрезина и стала принципиальным прообразом будущего велосипеда. Действительно, пара колес, расположенных в линию; рулевое управление; седло, которое уже Дрез сделал регулируемым по высоте… Не было только педалей. Вот, чтобы их придумать, и понадобилось 40 лет почти: в Англии педальные велосипеды появились в 1840 году (изобретатель Макмиллан), в Германии – в 1854 году (Фишер), во Франции – в начале 1860-х.

Впрочем, самого названия – «велосипед» – еще и не существовало. Обходились другими – беговая машина, дрезина, а в Англии – boneshaker, костотряс. Термином «велосипед» мы обязаны французскому предпринимателю Мишо. «Возможно, железные дороги с их скоростями подавили более скромные способы передвижения», – сокрушался один из поклонников велосипеда в 1863 году.

Но «двухколесная лошадка» все-таки не сдавалась без боя. В сентябре 1869 года в лондонском Хрустальном дворце проходила Международная выставка самокатов и локомотивов. Соседство само по себе знаменательное. Так вот, на ней было представлено более двух сотен моделей велосипедов из Британии, Франции, Бельгии, Германии и США. И это не случайно. К тому времени накопилась критическая масса изобретений, идеально подходивших для использования именно в конструкции велосипеда.

Тот же Мишо, например, уже в 1855 году предложил и устройство велосипедного тормоза. В 1867 году англичанин Мэдисон начал изготавливать велосипедные колеса из железного обода и стальных спиц (до этого момента дрезина была почти исключительно механическим устройством из дерева). В 1869 году для велосипедных втулок начинают использовать шарикоподшипники (француз Сирурей). Так что велосипед постепенно нашел-таки свою экологическую нишу в джунглях техногенной природы (см. таблицу).

Американцы, как видно из таблицы, засиделись на старте гонки велосипедизации. Но, может, оно и к лучшему. Немного отстав, янки, как всегда, с размахом наверстывали упущенное.

Дело в том, что в 1879 году англичанин Лаусон изобретает цепную передачу для велосипеда от педалей на заднюю втулку. Такие машины сразу же окрестили «безопасный велосипед». Чуть позднее английская фирма «Старли и Сетон» наладила их массовый выпуск. К этому же моменту – 1890 год – подоспело и еще одно важное усовершенствование потомка дрезины – надувные шины. До этого додумался Джон Денлоп. Тоже имя нарицательное в нашей истории.

150 тысяч приобретенных американцами в 1891 году велосипедов типа Rover относились уже к совершенно другому типу двухколесных машин. Это были первые «нормальные» машины, не «пауки»: два одинаковых в диаметре колеса с цепным приводом на заднюю втулку. Пять лет спустя, в 1896 году, 300 фирм в США произвели более 1 млн. велосипедов современного типа.

«Паук» с маленьким задним и большим передним колесом – диаметр иногда достигал почти полутора метров! – окончательно был уничтожен как вид, оставшись только ценным экспонатом музеев истории техники.

 

Легендарный велосипед-«паук».
Источник: Коллекция велосипедов Политехнического музея (Москва).
Предоставлено пресс-службой Политехнического музея

 

«Пока у мужчин и женщин есть ноги»


Нам трудно сегодня представить себе, но изобретение велосипеда типа Rover расценивалось в то время чуть ли не как вторая промышленная революция.

В 1895 году обозреватель журнала Brooklyn Life буквально захлебывался в порыве энтузиазма: «Многие называют увлечение велосипедами временным помешательством. Но они ошибаются. У помешательства нет опоры, оно эфемерно, далеко от реальности. А велосипед – очень реален… он обладает той степенью совершенства, которой не достигла еще ни одна транспортная конструкция. Сложно вообразить, как его можно улучшить. Поездка в его седле – совершенство движения и кульминация легкой физической нагрузки. Оседлав его, мужчина или женщина с тех пор только и мечтает о том, чтобы проводить с ним как можно больше времени. Желание растет. И это – причина, по которой увлечение велосипедом – не помешательство, а нечто, что продлится до тех пор, пока у мужчин и женщин есть ноги».

Однако журналист ошибся насчет «сложно вообразить, как его можно улучшить». Как раз в 1898 году изобретен механизм «свободного колеса». Теперь педали уже не обязательно было постоянно вращать, можно и зафиксировать ноги, не снимая их с педалей, взять паузу, а ваш двухколесный друг продолжал свой плавный ход…

Велосипеды и велосипедисты плодились как муравьи. В 1913 году во Франции насчитывается 3 млн. велосипедистов по сравнению со 100 тыс. мотоциклистов и еще меньшим числом автомобилистов. У каждого 13-го француза был велосипед. Масштабы и эмоциональный уровень эпидемии велофилии во Франции хорошо передает тост, произнесенный доктором Филиппом Тисье на митинге велосипедистов в Бордо (время действия – 90-е годы XIX века). Итак…

Год  Велосипедная промышленность в мире
1868  Фирма Michaux, Франция: несколько штук в день
1868 (осень) Фирма Michaux, Франция: 20 машин в день
1869 (февраль) Несколько американских компаний выпускали
 по 15 велосипедов в день
1869 (апрель) Парк велосипедов во Франции – около 50 тыс. штук
1869 (лето) Во Франции производством велосипедов занимаются
 более 100 компаний
1877  В Англии выпускалось около 30 тыс. велосипедов типа
 «паук» (с большим передним колесом и педальным
 приводом на него)
1878  Англия: 50 тыс. «пауков»
1879  Англия: 60 тыс. «пауков»
1886 (апрель)  Англия: 500 тыс. велосипедов,
 около 200 фирм-производителей, не менее 50 тыс.  рабочих мест в велосипедной промышленности
1890  США: около 75 компаний занимаются производством  велосипедов
1891  Американцы приобрели 150 тыс. велосипедов типа Rover
1897  В США выпущено 1 млн. велосипедов
  Составлено автором по данным: Херлихи Дэвид В., История велосипеда/ Пер. с английского. – М.: НЛО, 2009. – 504 с.

 
«Господа!

Нашим радостям, не имеющим в себе ничего пошлого, нашим близким общением с природой, нашей общей жизнью в дороге мы основали новое и могущественное единение – франкмасонство открытого воздуха!

Мы связаны восхитительными, жизнерадостными ощущениями, потому что мы приближаемся к птице, для которой не существует преград!

Благодаря велосипеду, способствующему нашему сближению, когда только мы этого пожелаем, мы научились знать, уважать и любить друг друга, так как велосипед часто служил к устранению предрассудков и грустных недоразумений в наших личных отношениях!

Велосипед дал новую формулу братского общения. Вот почему, несмотря на то что искусство убивать друг друга и пользуется велосипедом наравне с голубем и собакой – символами любви и верности, я пью за единение народов при помощи велосипеда – символа человеческой свободы!»

Автор одного из первых изданных в СССР пособий по обслуживанию велосипедов В.Динзе сетовал: «Спрос рождает предложение, а потому повсюду – только не у нас, к сожалению, – задымили велосипедные фабрики, которые спешили удовлетворить новую массовую потребность и которым с помощью массового производства удалось ныне довести цену велосипеда до 30 руб. Мы же принялись за настоящее создание своего собственного велосипедного производства только с 1923 г., т.е. опоздав на 50 лет со времени появления усовершенствованных моделей, близких к существующим ныне образцам» (Динзе В., Современный велосипед. Устройство, уход управление/ 2-е испр. и доп. издание. М.: ОГИЗ Гострансиздат, 1931. – 158 с.).

Особое чувство свободы

Действительно, до революции велосипеды ввозились в Россию только из-за границы. Для советской власти такое положение было нетерпимым. «Велосипед перестал быть предметом развлечения. Его настойчиво требуют пролетарии города, колхозник и физкультурник, так как он вошел в их быт». Автор этого утверждения, инженер Яков Берхман, неслучайно делает такое предуведомление в своей книге «Велосипеды СССР: Устройство, сборка, регулировка, уход и ремонт» (Харьков, 1936. – 64 с.): «Рабочим и колхозникам, упорно идущим к зажиточной жизни, с любовью и уважением посвящает автор».

 

 

 «Велосипед перестал быть предметом развлечения.
Его настойчиво требуют пролетарии города, колхозник и
физкультурник, так как он вошел в их быт».
Александр Дейнека. Колхозница на велосипеде, 1935.
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

 

Вот краткая хроника становления отечественного велостроения.

1912 год. Фабрика «Лейтнера» (г. Рига) выпустила 6300 велосипедов, а московская фабрика «Дукс» – 4900. За весь 1912 год в Россию было ввезено из-за границы 44 600 машинных частей к велосипедам (сборкой из них готовых машин занимались несколько полукустарных мастерских; бизнес, впрочем, был весьма прибыльный, машины выпускались под «собственными марками») и всего лишь 17 400 комплектных велосипедов. Во время Первой мировой войны фабрика «Лейтнера» переводится в Харьков.

1923–1924 годы. На базе оборудования фабрики «Лейтнера» создается первый Харьковский государственный велосипедный завод, которому впоследствии было присвоено имя Г.И.Петровского.

1929 год. Организовано производство велосипедов в Пензе. Причем пензенский велозавод, второй по стажу в СССР, был наиболее мощным по выпуску велосипедов.

1933 год. Вошел в строй Московский велосипедный завод, оборудованный новейшими по тому времени станками английской фирмы BSA. В 1936 году со сборочного конвейера Московского велосипедного завода каждые 32 секунды сходила готовая машина. Этот показатель перекрывал проектную мощность завода.

«До начала 1936 г. нашими тремя заводами было выпущено почти 1 000 000 велосипедов, – пишет Берхман. – В 1936 г. к этому количеству добавится еще 800 000 машин. Таким образом, к 1937 г. по всему Союзу будет распространено около двух миллионов велосипедов советского производства». Надо заметить, что эти показатели значительно превосходят параметры плана производства велосипедов, принятого в СССР в 1928 году: согласно этому плану, выпуск велосипедов к 1937 году должен был достигнуть 500 тыс. в год.

1945 год. Постановлением СНК СССР № 2838 от 6 ноября предусматривалось проектирование велосипедного завода в г. Минске с программой выпуска 100 000 велосипедов в год на 18 475 кв. м производственных площадей и доведением полной сметной стоимости до 21 476 тыс. руб. в год. В 1948 году начато производство мужского дорожного велосипеда В-16. Эта модель выпускалась вплоть до 1956 года.

Упоминавшийся уже Динзе совершенно точно определяет главное конкурентное преимущество двухколесной машины. «Теперь нам уже понятно, в чем главная притягательная сила велосипеда: она заключается, думается нам, в особом чувстве свободы, в том захватывающем убеждении, что ты можешь в любое время дня и ночи быстро перемещаться в любом угодном тебе направлении. Какая другая машина может сравниться с велосипедом по легкости, с которой он пользуется всякой дорогой?» Явно здесь имеется в виду паровоз. И действительно…

На первой в мире коммерческой железнодорожной ветке Стоктон–Дарлингтон, чтобы была возможность разъехаться двум встретившимся паровозам, приходилось прибегать к очень неудобным решениям. На середине пути между двумя населенными пунктами ставился красный столб. Состав, раньше проехавший столб, приобретал преимущество двигаться вперед без остановки, а встречный поезд должен был дать задний ход перед встретившимся конкурентом до ближайшего разъезда. Кроме того, пассажирскому уступал дорогу товарный состав; порожний товарный – груженому.

«Велосипед прежде всего есть удобнейшее средство для передвижения, и в этом отношении он при известных условиях, конечно, не имеет опасных себе соперников, – настаивал в 1895 году пропагандист велосипедного спорта А.П.Иващенцов. – Быстрота и огромная экономия в затратах сил ставят его неизмеримо выше ходьбы; простота ухода и дешевизна содержания дают ему все шансы перед лошадью и экипажем; возможность пользоваться им во всякое время и в любом направлении заставляет его предпочесть железнодорожному поезду во всех тех случаях, когда передвижение не превышает 60–100 верст. Если же ко всему этому прибавить превосходное влияние на здоровье и доставляемое ездой на велосипеде удовольствие, то сравнение окажется далеко не в пользу других средств сообщения».

* * *

Заметим, что в некотором смысле эта ситуация не изменилась даже после изобретения автомобиля. Наоборот, даже усугубилась. Так, по данным современных американских исследований, почти треть бензина, продаваемого на заправках в США, уходит на поездки на 5 км или меньше, причем в машине чаще всего находится только водитель.

Может быть, и не случайно поэтому, что в современной Германии насчитывается, по официальной статистике, 70 млн. велосипедистов. Столица немецких велосипедистов – Мюнстер: треть всех поездок в этом городе совершаются на велосипеде…

Андрей Ваганов


Нравится





Комментарии:
Автор:
Джон
гость
10.06.2010 14:31:49
В«Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за судьбу человечестваВ».
Г. Уэллс.
Ответить на это
Добавьте Ваш комментарий!





По Швейцарии – на бесплатном велосипеде
Для любителей активного отдыха Швейцария подготовила очень заманчивое летнее предложение - бесплатна...

На велосипеде через всю Голландию
Ездить на велосипеде по Нидерландам сплошное удовольствие. Велосипедисты здесь главные и имеют преим...

Рафтинг-байк: на велосипеде с горы высотой 2 км!
В моем детстве главным курортом был Крым, а точнее его гористый Южный берег. И еще тогда я представ...

Голосование на Velo-Guide.ru
Какую сумму вы готовы потратить на новый велосипед?
до 5 тыс. руб
от 5 до 10 тыс. руб
от 10 до 15 тыс. руб
от 15 до 20 тыс. руб
от 20 до 30 тыс. руб
от 30 до 50 тыс. руб
от 50 до 100 тыс. руб
от 100 до 150 тыс. руб
от 150 тыс. руб


Посмотреть результаты



Партнеры Сайта:
  © 2008-2011 VELO-GUIDE.RU Информационный сайт о велосипедах.
Велоновости, велопутешествия, веломаршруты. Ремонт велосипеда. Велосоветы.
Приглашаем авторов с интересными статьями о велосипеде и велопутешествиях.
Лучшие материалы публикуем и оплачиваем!

Размещение статей и рекламы: veloguide [собака] mail.ru.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.