Выбираем велосипед
Что главное в велосипеде? Рама? Руль? Колеса? Самое важное – это его надежность и удобство. Поэтому ...


Краткая история военного велосипеда
Езда на велосипеде имеет долгую и яркую спортивную историю. Но не многие знают, что велосипеды также...


Тормозная система
Тормозная система позволяет контролировать скорость велосипеда и поэтому является основополагающим э...



Главная >> Велоновости

novayagazeta.ru - http://www.novayagazeta.ru/data/2009/068/25.html

Колесных дел мастер

 1959 год. Берлин. Велогонка мира. Первый этап. Капитонов падает, финиширует и попадает на врачебный стол. Из всех слов, что говорят немецкие эскулапы, понятно только одно: «Швах!» Кожа от голени до бедра разодрана так, что даже специалисты отводят взгляд, советуя уже никуда не ехать. Доктор из посольства диагноз подтверждает. Тренер сборной Леонид Шелешнев, услышав мнения консилиума, заявляет следующее: «Капитонов это будет решать сам!» И Виктор решает мчаться 2057 километров. В личном зачете он занимает 8-е место, но ведомая им команда гонку выигрывает…

Досье «Новой»
Капитонов Виктор Арсеньевич. Родился 25 октября 1933 года в Калинине (Тверь). Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР. ЦСКА (Москва). Завоевал первую в истории отечественного велоспорта золотую олимпийскую медаль на Играх-1960 в Риме. Бронзовый призер в командной гонке на 100 километров (ОИ-1960). Неоднократный чемпион СССР (1956—1962) и 4-кратный победитель велогонки мира. Тренер сборной команды шоссейников (1969—1985). Подготовил 13 олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из гонщиков). Умер 2 марта 2005 года.


Это сегодня велосипед можно купить практически в любом супермаркете или у метро. А 60 лет назад о двухколесном друге мальчишки и девчонки из Страны Советов грезили во сне. Он был предметом гордости одних и зависти других. Хотя велоспорт и не был таким популярным, как футбол и хоккей. Да и Виктор с детства мечтал стать конькобежцем. Его жизнь, как это часто случается, изменил случай. Уже занимаясь в секции «скороходов» и работая на заводе слесарем, ему пришлось постоять за честь коллектива и выступить в велосипедном кроссе на 20 километров. Неожиданная победа заставила отложить коньки и по-другому взглянуть на изобретение немецкого барона Карла фон Дреза.

Он в любую погоду часами гонял по улицам Калинина, и вскоре местные жители настолько привыкли к появлению долговязого парня, склонившегося над рулем, что перестали обращать внимание. Правда, соревнования, к которым Виктор так готовился, закончились для него полным провалом. Но сдаваться Капитонов и не подумал. Да и как может сдаться человек, который в 40-градусный мороз 1941 года по-пластунски полз по полю под огнем фашистов за картошкой?! Почти десять часов 8-летний парнишка находился на морозе — и добыл-таки несколько картошин, которые непонятно как выкопал из-под снега…

…Выносливость и хорошая упертость, драйв Виктора обратили на себя внимание тренеров сборной СССР. Даже на тренировках будущий великий забияка (так впоследствии называли его журналисты) не хотел уступать ни секунды. Его друг-гонщик Ростислав Варгашкин вспоминал, как чуть ли не на первой же разминке худой 24-летний парень сцепился с ним колесами и устроил аварию. Позже подобные аварии и падения едва не превратились в визитную карточку Капитонова. Завалы — вещь в велоспорте в принципе привычная. Но Виктор умудрялся попадать в подобные неприятности прямо-таки в решающие моменты. Он упал на Олимпиаде в Мельбурне, проколол шину на самом финише чемпионата мира, из-за неисправности велосипеда растерял все преимущество на равнине и лишился победы в велогонке мира… Но тренеры почему-то верили в молчаливого парня. И 175-километровая гонка на Играх в Риме стала знаменитой благодаря Капитонову.

…За 40 километров до финиша товарищи по команде обеспечивают Виктору рывок, который проспали все соперники, и лишь хозяин раскаленной трассы Гротаросса Ливио Трапе (на всех домах и тротуарах были сделаны надписи с его именем) устремился в погоню. Тогда Капитонов подпустил Трапе поближе, и они заключили негласный альянс: каждый отрабатывает часть пути, давая передохнуть конкуренту. Итальянские тиффози щедро поливали водой обоих, понимая: один без другого просто недотянет до пьедестала: температура в тени достигала +45… То, что произошло за круг до конца гонки аналогов в истории спорта не знает. Капитонов начал финишировать, не видя щита, на котором вывешивалась цифра, означавшая оставшиеся круги. Приподнявшись в седле и раскачивая велосипед, он спуртанул и пересек черту, победно вскинув руки. Перестав крутить педали, он спокойно катился вдоль трассы, недоумевая, почему никто не приветствует его. И только когда он подъехал к техническим кабинам, тренер Шелешнев с ужасом в глазах сообщил ему, что тот жестоким образом ошибся и надо ехать еще круг… Ливио Трапе тем временем ушел вперед метров на 500… А дальше опять случилось невероятное. Капитонов ценой неимоверных усилий итальянца настиг, и они опять помчались к финишу, попеременно ведя гонку. Когда же пелотон почти догнал их, Трапе не выдержал и дернулся вперед.

Из книги Виктора Капитонова «Ради этого стоит жить»:

«Я бросился за итальянцем и за двадцать метров вплотную сблизился с ним. Но когда я уже поравнялся с Трапе, он закрыл мне дорогу. И я рванулся вправо, туда, где соперник не мог мне помешать. Скорость была сумасшедшей. В глазах все слилось. Раскаленный ветер хлестал в лицо. Рядом стонал и хрипел Трапе. Наш бешеный танец приближался к концу. Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, чтобы я делал, окажись вторым».

Итальянские болельщики подхватили Виктора на руки и понесли вместе с велосипедом. Во всех протоколах время и у Капитонова, и у Трапе указано одинаковое — 4 часа 20 минут 37 секунд. Но олимпийским чемпионом впервые стал гонщик из СССР.

Известный писатель и кинорежиссер Пьер-Паоло Пазолини был шокирован, когда услышал, что за победу Капитонов получит всего лишь «почет и уважение своего народа». Уже в аэропорту Виктора найдет министр иностранных дел Италии и, пожав руку, скажет: «Италия выиграла на треке четыре золотые медали. Но мы бы с радостью отдали их за одну вашу — шоссейную!» А Ливио Трапе через несколько лет назовет своего сына Виктором… И мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» — любительском «байке» почтальонов, обычном ширпотребе. На профессиональную машину у отечественной федерации и денег не было… Вот так и вошла Россия через парадную дверь в цитадель большого международного велоспорта, как гласил заголовок французской газеты.

…На Олимпиаду в Токио Капитонов не поехал, решив сосредоточиться на учебе. На четыре года он перебрался из квартиры в Москве в студенческое общежитие Ленинграда. Он уже тогда задумывался о тренерской карьере, но не хотел просто эксплуатировать былую славу, а мечтал овладеть теми знаниями, которые помогут ему побеждать в дальнейшем. Возглавив сборную, он в корне изменил принципы ее подготовки, резко увеличив соревновательную нагрузку по сравнению с тренировочной. И уже в первый год работы 37-летний Капитонов привел своих учеников к высшим наградам чемпионата мира в Лестере — первым за всю историю отечественного шоссейного велоспорта. Надо сказать, что за несколько дней до турнира в автокатастрофе погиб второй тренер и самый близкий друг Виктора Анатолий Черепович. И, когда за 10 километров до финиша наши гонщики отставали от чехословаков на 13 секунд, Капитонов вышел к трассе, взял мегафон и буквально прорычал: «Ребята, вы можете и сделаете это! В память Череповича!» Ребята смогли… А затем были блистательные победы на Играх в Мюнхене, Монреале и Москве.

Вспоминает фотокорреспондент Евгений Успенский:

— В 1980 году перед московской Олимпиадой я поехал снимать Капитонова и его команду на тренировочную базу. В каждом его жесте читалась уверенность. Он не играл на публику, не старался выглядеть эстетичнее. Он чем-то походил на капитана дальнего плавания — неторопливая походка, взгляд пронзительный, белая кепка. Только вместо трубки у него был секундомер.

 На тренерском мостике Капитонов трудился на износ: ночи проводил за конспектами, рассчитывая тактику на предстоящую гонку, а утром и днем находился на трассе в «техничке». Авторитетов и любимчиков для него не существовало. Однажды высокое начальство даже не присвоило ему очередное звание после олимпийской победы. А все потому, что Капитонов не включил в состав на Игры ни одного гонщика из своего клуба. Может быть, именно из-за подобного «кумовства» Россия уже 30 лет не побеждает в этой дисциплине? Триумф же Сергея Сухорученкова на московской Олимпиаде — вторая и пока последняя наша победа в групповой шоссейной гонке.

Из воспоминаний ученика Виктора Капитонова, победителя велогонки мира-76 Александра Гусятникова:

— Оберегал он нас словно детей малых. В 1971 году на соревнованиях в Познани в туннеле случился завал, куда попал и лидер из польской сборной. Пресса местная тут же обвинила в этом русских — мол, специально завалили. Капитонов сначала вступил в спор с журналистами, а затем из автобуса, который вез команды в гостиницу, без церемоний выдворил всех поляков, когда началась перепалка…

Когда развалился Союз, Капитонов пробовал заняться бизнесом, но вскоре вернулся в родную федерацию. Однако болезни не давали работать в полную силу, а на рекомендации врачей, советовавших не курить и не пить кофе, он не обращал внимания…

Смог бы Виктор Капитонов, родись он лет на 30 позже, на равных соперничать с асами-профи на «Тур де Франс» и других веломногодневках в качестве гонщика и тренера, мы уже никогда не узнаем.

«Какую победу вы считаете самой дорогой для себя?» — спросили однажды Капитонова. «Наверное, ту, которую я одержал сразу же после войны, будучи мальчишкой, — ответил великий чемпион. — Я тогда впервые по-настоящему сел на велосипед и победил в родном городе в серьезной гонке, получив в качестве приза плитку постного сахара, что по тем временам было богатством необыкновенным. Но главное, что именно тогда я открыл для себя спорт и взялся за руль, который и привел меня в Рим…»

Андрей Успенский


Нравится - http://connect.mail.ru/share Твитнуть - https://twitter.com/share





Комментарии:





Рафтинг-байк: на велосипеде с горы высотой 2 км!
В моем детстве главным курортом был Крым, а точнее его гористый Южный берег. И еще тогда я представ...

Комфортные маршруты для начинающих. Москва и Подмосковье
Перед каждым любителем длительных велосипедных прогулок постоянно встает один и тот же вопрос: куда ...

Велопутешествие по Югославии
Пройдено 1546 км за 16 полных ходовых дней. Общий набор высоты за поход — 19281 метр. 5 км грунта, о...

Голосование на Velo-Guide.ru
Какую сумму вы готовы потратить на новый велосипед?
до 5 тыс. руб
от 5 до 10 тыс. руб
от 10 до 15 тыс. руб
от 15 до 20 тыс. руб
от 20 до 30 тыс. руб
от 30 до 50 тыс. руб
от 50 до 100 тыс. руб
от 100 до 150 тыс. руб
от 150 тыс. руб


Посмотреть результаты



Партнеры Сайта:
  © 2008-2011 VELO-GUIDE.RU Информационный сайт о велосипедах.
Велоновости, велопутешествия, веломаршруты. Ремонт велосипеда. Велосоветы.
Приглашаем авторов с интересными статьями о велосипеде и велопутешествиях.
Лучшие материалы публикуем и оплачиваем!

Размещение статей и рекламы: veloguide [собака] mail.ru.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.