Модные велосипеды от ведущих дизайнеров
Франция – это, безусловно, страна высокой моды. Настолько высокой, что эксклюзивные наряды ведущие д...


Mаserati в долгу не остался
Велосипедное соревнование, в которое пустились все современные автогиганты, переросло свою первонача...


Руль, рога, вынос
Руль предназначен для управления велосипедом. Кроме того, руль вместе с выносом и седлом обеспечиваю...



Главная >> Велостатьи >> Устройство велосипеда

Трансмиссия

 
Трансмиссией называется группа компонентов, трансформирующих физические усилия велосипедиста в движение заднего колеса. Привод состоит из следующих компонентов: педали; шатуны, включающие правый и левый шатуны и комплект звезд; каретку; цепь; кассету (на некоторых моделях совмещенную с механизмом трещотки).

Для всех велосипедов первая передача всегда является низшей (наиболее подходит для подъемов). Первая (низшая) передача соответствует положению цепи на наименьшей ведущей звездочке и на наибольшей ведомой звездочке.

Высшая передача (6-я для велосипедов с 6-ю передачами, 27-я для велосипедов с 27-й передачей) всегда является самой тяжелой для вращения и лучше всего подходит для спусков. Высшей передаче соответствует положение цепи на наибольшей ведущей звездочке и на наименьшей ведомой звездочке.

При езде по ровным трассам Вам будет удобнее использовать промежуточные передачи.

Замечание: постарайтесь переключить передачу до того, как начнется подъем.

Регулировка любого компонента привода, включая шатуны, каретку, кассету, педали и цепь, требуют применения специального инструмента и навыков. Данные работы должны быть выполнены в сервисном центре.

Замечание: при регулировочных работах с узлами и деталями трансмиссии рекомендуется подвесить велосипед так, чтобы педали и цепь были на уровне глаз и имели возможность свободного вращения.

Один раз в месяц очищайте кассету и смазывайте цепь. Избегайте попадания смазки цепи на остальные компоненты велосипеда, в особенности на рабочую поверхность ободов и тормозные диски. Используйте только синтетическую смазку. После смазки удалите излишки смазки тряпкой. Удалите грязь с поверхности кассеты с помощью дегризера и щетки. Не используйте бензин! Он легко воспламеняется и оставляет масляную пленку после испарения. Чистка подшипников трещотки требует специального инструмента.

Не разбирайте трещотку. Раз в год меняйте смазку на резьбовых концах осей педалей, которые закручиваются в шатуны.

Прислушивайтесь к велосипеду. Правильно настроенная трансмиссия велосипеда работает практически бесшумно и без посторонних звуков. Если при переключении появляется шум, весьма возможно, что достаточно просто отрегулировать натяжение тросика переключателя. Если после регулировки шум не исчезнет, остановитесь и попытайтесь определить источник шума. Дальнейшие действия по устранению причин шума будут зависеть от того, какая система использована на велосипеде.

Раз в месяц необходимо осматривать тросики переключения на предмет потертости, механических повреждений и расплетенных концов. Также необходимо проверять оплетки тросов на предмет механических повреждений и загрязнения. Не используйте велосипед, если Вы обнаружили какие-либо дефекты тросов и оплеток. Замените поврежденный трос и/или оплетку.

Раз в месяц проверяйте функциональность шифтеров (манеток), переднего и заднего переключателей. Любое управляющее движение (манипуляция рычагами системы RapidFire поворот ручки GripShift и т.д.) должно приводить к перемещению цепи на другую звезду шатунов или кассеты. Никакая комбинация звезд не должна приводить к соскакиванию цепи со звезд.

Ежемесячно смазывайте все оси вращения на обоих переключателях (включая оси роликов заднего переключателя) синтетической смазкой. При смене тросов и оплеток не забывайте смазывать их. Следуйте инструкциям по замене тросов, приведенным в соответствующем разделе.

Шатуны и каретка

 
Регулировка шатунов и каретки требует применения специализированных инструментов. Регулировка и ремонт должны выполняться квалифицированным механиком, имеющим соответствующие полномочия.

Каждые три месяца проверяйте состояние и затяжку левого и правого кривошипов, каретку (состояние вала и подшипников), звёзды шатунов. Оба шатуна должны быть затянуты с усилием 39.5-49.2 Нм. Бонки и болты, крепящие звезды, затягиваются с усилием 39.5-49.2 Нм. Проверьте регулировку подшипников каретки. Для этого снимите цепь с шатунов, поверните один из шатунов так, чтобы был параллелен подседельной трубе рамы. Возьмитесь одной рукой за шатун, второй - за подседельную трубу и покачайте из стороны в сторону. Если Вы ощутите люфт или услышите скрип, то подшипники каретки нуждаются в регулировке.

Проверните шатуны. Если они вращаться с трудом либо при их вращении раздаются посторонние звуки, то необходима регулировка, смазка либо ремонт.

Если каретку и шатуны трудно вращать, то, возможно, это означает, что чашки каретки перетянуты. В этом случае доставьте велосипед квалифицированному механику для ремонта.

Педали

Левые и правые педали имеют буквенные обозначения R (правая) и L (левая), нанесенные на вал педали. Приверните правую педаль со стороны ведущей звездочки, а левую - с противоположной стороны велосипеда. Тщательно закрепите педали, завернув их в шатуны с использованием педального ключа.

Каждые три месяца проверяйте затяжку педалей и туклипсов. Педали должны быть прикручены к шатунам с усилием 40.2-42.9 Нм. Правая педаль закручивается по часовой стрелке, левая - против часовой. Проверьте состояние подшипников педалей. Для этого проверните и покачайте педали из стороны в сторону относительно их оси. Если Вы заметите люфт либо неравномерность вращения педалей необходима регулировка, смена смазки, ремонт или замена педалей.

Убедитесь, что туклипсы надёжно прикручены к педалям.

Раз в год необходимо менять смазку в подшипниках педалей и каретки. Эти операции требуют применения специального инструмента и навыков. Данные работы должны быть выполнены в сервисном центре.

Примечание: конструкция некоторых педалей и кареток не предусматривает их разборку. По этой причине требование об ежегодной смазке к ним неприменимо.

Внимание: левая педаль имеет «левостороннюю» резьбу, поэтому, чтобы завернуть ее, вращайте вал педали против часовой стрелки!

Контактные педали

Контактные педали выполняют те же самые функции, что и педали с туклипсами и ремешками. Эта система фиксации ноги очень похожа на лыжные крепления и использует специальный выступ (называемый шипом) на ботинке велосипедиста. Поначалу езда с такими педалями может показаться сложной. Потренируйтесь на участке дороги с не интенсивным движением вставлять ногу в такие педали и освобождать ее, до тех пор, пока вы не научитесь делать это в совершенстве. Для того, чтобы добиться полной безопасности и выполнять регулировки, пожалуйста, ознакомьтесь с дополнительными инструкциями, которые вы получите вместе с вашим велосипедом.

Цепь

Ежемесячно проверяйте состояние цепи и кассеты. Цепь должна быть чистой, без ржавчины и правильно смазанной. Звенья цепи не должны быть деформированными и должны двигаться мягко, без скрипа.

Кассета тоже должна быть чистой. Для проверки состояния кассеты или трещотки снимите цепь и поверните кассету руками. Если кассета вращается со скрежетом или быстро останавливается, то необходима регулировка или замена.

Каждые три месяца проверяйте износ цепи при помощи специализированного измерителя износа или линейки. Каждое звено новой цепи составляет один дюйм (2.54 см.). Если 12 звеньев цепи составляет больше, чем 12 и 1/8 дюйма, то цепь необходимо заменить. В среднем ресурс цепи составляет 1600-2400 км. Экстремальные нагрузки и недостаточный уход значительно снижают срок эксплуатации цепи. Работа по замене цепи требует специального инструмента и навыков и должна быть произведена специалистом.

На односкоростных велосипедах проверяйте натяжение цепи ежемесячно, величина максимального провисания цепи посередине между передней и задней звездой должна быть равной 6—12мм.

Предупреждение: Длина цепи определяется характеристиками и особенностями велосипеда. Для замены цепи требуются специальные инструменты и знания. Поэтому такие работы должны выполняться квалифицированным механиком.

Замечание: регулярно смазывайте цепь жидкой смазкой для цепи, особенно, если вы используете велосипед в дождливую погоду или на загрязненных дорогах.

Манетки (Шифтеры)

Манетками (или шифтерами) называются устройства, позволяющие Вам переключать скорости непосредственно с руля велосипеда.

При переключении заранее спланируйте свои действия. Переключайтесь только при движении вперед. Не пытайтесь переключиться во время остановки или при прокручивании педалей назад. В момент переключения ослабьте усилия на педалях. Излишнее натяжение цепи делает переключение более трудным и вызывает повышенный моментальный износ компонентов цепи и звезд. Избегайте переключений при пересечении железнодорожных путей или движении по бугристой поверхности - это может вызвать соскакивание цепи со звезд. Пожалуйста, изучите инструкции по модели велосипеда, которую вы приобрели.

Левый шифтер управляет передним переключателем, правый — задним.

Не используйте их одновременно.

Выбирайте комбинацию звезд, наиболее комфортную для каждой конкретной ситуации.

Системы Rapidfire Plus, Trigger Shifters

Оба рычага автоматически возвращаются в исходное положение, когда их отпускают после переключения передачи. Работая с любым из этих рычагов, всегда производите переключение передач только во время вращения педалей при небольшой на них нагрузке. Будьте особенно аккуратны при переключении во время езды в гору.

 



Для того, чтобы переключиться с ведомой звездочки меньшего размера на больший:
для одного переключения переведите рычаг в следующее положение; для двух переключений за одно нажатие переведите рычаг в требуемое положение. С помощью системы Rapidfire Plus таким способом можно произвести максимум три переключения.

Для переключения с ведомой звездочки большего размера на меньший:
нажмите один раз для переключения с ведомой звездочки большего размера на меньший.

 

Система Grip Shift

Для переключения с меньшей ведущей звездочки на большую поверните левую ручку на себя, вращая педали. Для переключения с большей ведущей звездочки на меньшую поверните левую ручку от себя (вращать педали станет легче). По желанию, за один оборот ручки можно сделать несколько переключений.


Для переключения с меньшей ведомой звездочки на большую поверните правую ручку на себя. Переключением передач можно пользоваться только при вращении педалей с небольшой нагрузкой.

Щелчок ручки при повороте означает переключение на одну передачу. Для переключения с большей ведомой звездочки на меньшую (вращать педали станет труднее) поверните правую ручку от себя. По желанию, за один оборот ручки можно сделать несколько переключений.

Раз в три месяца проверяйте затяжку хомута шифтера - необходимый момент затяжки 4.5-6.8 Нм.

Раз в месяц проверяйте функциональность шифтеров (манеток), переднего и заднего переключателей. Любое управляющее движение (манипуляция рычагами системы RapidFire поворот ручки GripShift и т.д.) должно приводить к перемещению цепи на другую звезду шатунов или кассеты. Никакая комбинация звезд не должна приводить к соскакиванию цепи со звезд.

Ежемесячно смазывайте все оси вращения на обоих переключателях (включая оси роликов заднего переключателя) синтетической смазкой. При смене тросов и оплеток не забывайте смазывать их. Следуйте инструкциям по замене тросов, приведенным в соответствующем разделе.


Передний переключатель

Передний переключатель передач используется для перемещения цепи по передним (ведущим) звездам. При переключении изменяется передаточное отношение трансмиссии.

Для того чтобы настроить нижнюю границу переднего переключателя, необходимо расположить цепь на большой звезде кассеты и маленькой звезде шатунов. Ослабьте болт, зажимающий трос. Поверните регулировочный винт нижней границы положения рамки переключателя (обычно маркируется буквой L) так, чтобы внутренняя поверхность внутренней стороны рамки переключателя находилась примерно на расстоянии 0,5 мм от цепи. После этого, переключив шифтер в позицию, соответствующую маленькой ведущей звезде и закрутив до упора по часовой стрелке регулировочный винт на манетке, натяните трос и закрутите зажимающий его болт с усилием 3.6-5.9 Нм.


Для того, чтобы настроить верхнюю границу положения рамки переключателя, необходимо с помощью правого шифтера переключить задний переключатель в положение самой маленькой ведомой звезды. Поворачивая регулировочный винт верхней границы положения рамки переключателя (обычно маркируется Н) против, часовой стрелки, добейтесь такого положения рамки, когда она перестанет реагировать на вращение винта. После этого, вращая шатуны руками, переключите передачу (с помощью левого шифтера) таким образом, чтобы цепь находилась на самой большой ведущей звезде. Поворачивая винт Н по часовой стрелке, добейтесь такого положения рамки, при котором расстояние между цепью и внутренней поверхностью внешней стороны рамки составляло бы примерно 0,5 мм.

Назначение регулировочного винта Н (он также называется регулировочным винтом высшей передачи) состоит в том, чтобы предотвратить соскакивание цепи с наибольшей ведущей звездочки и падение ее в сторону педального узла.

Задний переключатель

Задний переключатель передач используется для перемещения цепи по задним звездам (кассете). При переключении изменяется передаточное отношение трансмиссии.
Для настройки верхней границы перемещения заднего переключателя необходимо чтобы цепь располагалась на большой ведущей звезде и самой маленькой звезде кассеты.

Ослабьте болт, зажимающий трос заднего переключателя. Встаньте сзади заднего колеса велосипеда и визуально убедитесь в соосности роликов переключателя, маленькой звезды кассеты и цепи. Вращением регулировочного винта верхней границы перемещения переключателя (маркировка "Н") добейтесь того, чтобы ролики, цепь и маленькая звезда кассеты находились в одной плоскости.

 



Переключите правый (задний) шифтер в положение, соответствующее маленькой звезде кассеты и затяните до конца регулятор натяжения на корпусе шифтера. Регулятор натяжения на переключателе заверните по часовой стрелке до упора, а потом отверните на один оборот. Потяните с усилием за трос, вставьте его в паз и затяните фиксирующий болт с усилием 3.6-5.9 Нм.

Следующим шагом будет установка нижней границы перемещения заднего переключателя. Поворачивая регулировочный винт нижней границы перемещения (обычно он промаркирован литерой «L») против часовой стрелки, добейтесь положения, при котором вращение винта уже не будет влиять на перемещение переключателя. Аккуратно вращая педали, с помощью шифтеров переключитесь в положение, когда цепь находится на маленькой ведущей звезде и самой большой звезде кассеты. Поворотом регулировочного винта по часовой стрелке добейтесь, чтобы ролики заднего переключателя, цепь и большая звезда кассеты находились в одной плоскости. Будьте внимательны, при настройке цепь может соскочить между кассетой и спицами, что может вызвать повреждение цепи и прочих компонентов велосипеда.

Назначение верхнего регулировочного болта (он также называется регулировочным болтом высшей передачи) состоит в том, чтобы предотвратить соскакивание цепи с наименьшей ведомой звездочки и зажимание её между звездочкой и рамой.

Назначение нижнего регулировочного болта (он также называется регулировочным болтом низшей передачи) состоит в том, чтобы предотвратить соскакивание цепи с наибольшей ведомой звездочки и попадание ее между спицами и звездами кассетами либо или между звездой и протектором спиц.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При неправильной регулировке регулировочных болтов также возможно попадание заднего переключателя в спицы колеса, которое может повлечь за собой серьезные поломки рядом компонентов. Если вы полагаете или есть признаки того, что система настроена неправильно, то использовать велосипед нельзя - требуется немедленная повторная регулировка, выполняемая квалифицированным механиком.

Для настройки заднего переключателя, необходимо переключиться набольшую ведущую звезду и на маленькую звезду кассеты. Вращая педали, переключите правый шифтер на 1 передачу вверх. Если переключения не произошло или оно сопровождается посторонним звуком, поверните регулятор натяжения троса заднего переключателя против часовой стрелки (увеличьте натяжение) до положения, при котором ролики заднего переключателя станут соосны второй звезде кассеты. Поворот регулятора лучше осуществлять медленно, для того, чтобы обнаружить оптимальное положение, при котором система будет работать четко и бесшумно.

Переключитесь на третью звезду кассеты. В случае появления шума, убедитесь, что ролики заднего переключателя не совпадают в плоскости с третьей звездой. Устраните это путем вращения регулятора натяжения по или против часовой стрелке. Переключая передачи шифтером, проверьте настройку переключатель в различных комбинациях. Убедитесь, что система работает четко.

Для настройки переднего переключателя (там, где это возможно), переключитесь в положение, когда цепь находится на средней ведущей звезде шатунов и большой звезде кассеты. С помощью регулятора натяжения на переднем шифтере, добейтесь такого положения рамки переключателя, чтобы зазор между внешней поверхностью внутренней стороны рамки и цепью составлял 0.5мм. Убедитесь, что сисема работает при различных комбинациях звезд. Убедитесь, что цепь не соскакивает внутрь, между звездами и не трется о какие либо переднего переключателя либо шатунов.

Если трос переключателя пришел в негодность, не используйте велосипед до тех пор, пока не замените его.

Для замены троса необходимо с помощью шифтеров установить цепь на маленькую ведущую звезду и маленькую звезду кассеты. Запомните линию прокладки троса, отверните болт, зажимающий дефектный трос на соответствующем переключателе. Через шифтер вытяните дефектный трос. Осмотрите оплетки. Если они изношены или повреждены, также замените их. Если Вы заменяете оплетки, убедитесь, что они идентичны старым по длине и типу. Убедитесь, что концы оплеток не имеют заусенцев — трос должен проходить свободно через оплетки. Смажьте все заменяемые троса и оплетки синтетической смазкой или подобной ей. Через шифтер вставьте новый трос и, соблюдая линию прокладки и очередность оплеток, проведите трос в исходное состояние. После этого, согласно вышеописанным инструкциям, настройте переключатель. Обрежьте трос так, чтобы длина свободного конца не превышала 51 мм от места его закрепления. Для того чтобы предотвратить «расплетение» конца троса, зажмите на конце кусачками специальный колпачок или облудите припоем.

 

Кассета

Кассетой называется набор задних звезд, установленный на задней втулке. Перемещением цепи по звездам кассеты изменяется передаточное отношение в трансмиссии велосипеда.
 Периодически осматривайте кассету на предмет повышенного износа или повреждений зубьев и изгиба самих звезд. Изношенные или поврежденные звезды могут стать причиной заедания или проскакивания цепи и должны быть заменены. Поврежденные и изношенные звезды кассеты не только снижают эффективность педалирования, но и могут стать причиной травм, ДТП и т.д. Очищайте кассету после каждой поездкой. Следите за отсутствием песка и грязи на кассете.

Предупреждение: не наносите на звездочки густую смазку, так как это может существенно и негативно повлиять на работу трансмиссии и вызвать ускоренный износ ее узлов.

Ежемесячно проверяйте состояние кассеты. Кассета должна быть чистой, зубья звезд должны быть прямыми. Для проверки состояния кассеты снимите цепь и поверните кассету руками. Если кассета вращается со скрежетом или быстро останавливается, то необходима регулировка или замена.




Нравится





Комментарии:





Комфортные маршруты для начинающих. Москва и Подмосковье
Перед каждым любителем длительных велосипедных прогулок постоянно встает один и тот же вопрос: куда ...

Длинные маршруты для любителей приключений и риска
Сергиев Посад – Балашиха, вокруг Истринского водохранилища, лесными дорогами до Москвы, Волга-Москва...

Голосование на Velo-Guide.ru
Какую сумму вы готовы потратить на новый велосипед?
до 5 тыс. руб
от 5 до 10 тыс. руб
от 10 до 15 тыс. руб
от 15 до 20 тыс. руб
от 20 до 30 тыс. руб
от 30 до 50 тыс. руб
от 50 до 100 тыс. руб
от 100 до 150 тыс. руб
от 150 тыс. руб


Посмотреть результаты



Партнеры Сайта:
  © 2008-2011 VELO-GUIDE.RU Информационный сайт о велосипедах.
Велоновости, велопутешествия, веломаршруты. Ремонт велосипеда. Велосоветы.
Приглашаем авторов с интересными статьями о велосипеде и велопутешествиях.
Лучшие материалы публикуем и оплачиваем!

Размещение статей и рекламы: veloguide [собака] mail.ru.
Все права на материалы и торговые марки принадлежат их владельцам.